Квалификационные нормативы, приложения
КАРАТЭ АШИХАРА БУДОКАЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ашихара Будокай — это современная школа контактного каратэ, вобравшая в себя техники различных направлений будо. В основу школы положено учение гранд-мастера Хидеюки Ашихара.
Разработчиком и руководителем Ашихара Будокай является cэнсей Сергей Сватенко. Создавая школу, сэнсей опирался не только на свой опыт и своё видение современного каратэ, но и стремился следовать прогрессивным тенденциям в мире единоборств.
Решающее значение на формирование школы оказали новаторские идеи шихана Дэвида Кука, ставшего лучшим учителя сэнсея Сергея Сватенко. Именно шихан Кук впервые познакомил Европу и Россию со стилем каратэ Ашихара. Верный идее преемственности, развивая накопленные практически за четверть века собственные знания и опыт, сэнсей создал новые технические комплексы и нормативы, ставшие основой его школы. Говоря обо всех источниках идей и техник, питающих школу, следует помнить, что каратэ Ашихара Будокай — это авторская позиция.
Помимо оригинальной техники ударов, отличной от техник традиционного каратэ, Ашихара Будокай включает в себя такие разделы, как нагэ вадза (техн. бросков), канзетсу вадза (техн. болевых приёмов), джимэ вадза (техн. удушающих приёмов).
При всём их разнообразии техники Ашихара Будокай объединяет один базовый метод — Сабаки. Этот метод, или принцип, известен давно. Техники такой общеизвестной дисциплины, как айкидо, во многом основаны именно на нём. Вот как мастер Х. Ашихара объяснял суть метода, но уже применительно к каратэ:
«Сабаки — это, по сути, выбор между правым и левым движением в ответ на атаку соперника. Из двух ответов мы выбираем один. Так же и в схватке - всё заканчивается тем, что, либо ты сбил с ног соперника, либо он — тебя. Выбери одно из движений в нужный момент, двигайся с упреждением, бери инициативу и, контролируя, повергни соперника».
Заслуга Х. Ашихара заключается не только в том, что он сумел метод Сабаки заложить в основы своей, хоть и не самой жесткой, но все ж таки контактной школы каратэ, но и в том, что его идеи, его нововведения придали новый импульс в деле популяризации каратэ в мире. Всё это позволило последователям развить идеи мастера, обогатить их. В Европе примером такой преемственности может служить Дэвид Кук и его школа Ашихара Интернешнл . В Северной Америке — Йоко Ниномия и его школа Эншин-каратэ .
Школа каратэ Ашихара Будокай отличается не только новизной и прагматичностью технических комплексов (ката) и квалификационных нормативов, но и демократичным подходом к ученикам. Это проявляется, в частности, в наличии двух уровней нормативов - Младшего и Базового . Подобное разделение позволяет подходить к подготовке учеников дифференцированно, т.е. принимать во внимание их возраст. Сочетание понятных, доступных и разноплановых технических приёмов и новых методик в изучении каратэ придаёт занятиям в школе разнообразие, а подготовке учеников - универсальность.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ – КЛАССИФИКАТОР
В данный словарь включены термины, широко используемые в додзё во всём мире, т.е. ставшие интернациональными. Термины даны в русской транскрипции и не могут быть фонетически точны.
В подавляющем большинстве и сами переводы не являются точными или дословными, а являют собой попытку автора дать краткое и понятное объяснение терминам, используемым в додзё Ашихара Будокай.
По сути, вниманию посетителей сайта представлен не столько словарь, сколько интерпретатор терминов.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Ханси – глава школы, большой мастер
Канчо – руководитель организации, директор
Шихан – старший учитель, мастер (5-й дан и выше)
Сэнсэй – учитель, наставник (3-й и 4-й дан)
Сэмпай – старший ученик (1-й и 2-й дан)
Кохай – младший ученик
Юданша – обладатель чёрного пояса
Муданша – обладатель цветного пояса
Додзё – зал для занятий
Ги (Доги) – униформа в каратэ
Кимоно – традиционная японская одежда, униформа в каратэ (рус.)
Оби – пояс
Ката – формальный технический комплекс
Кумитэ – спортивный поединок
Иппон кумитэ – короткая, результативная комбинация
Кихон – упражнение, отработка базовой техники
Сабаки – перехват инициативы посредством рациональных оборонительных перемещений
Ренраку – связка, последовательность технических действий
Вадза – техника приемов
Тэ вадза – техника рук
Гери вадза – техника ног
Укэ вадза – техника блоков
Нагэ вадза – техника бросков
Укэми вадза – техника самостраховки
Осаекоми вадза – техника удержаний
Канзетсу вадза – техника болевых приемов
Джиме вадза – техника удушающих приемов
Тамэсивари – разбивание твердых предметов
Ибуки – силовое, мобилизующее дыхание
Ногарэ – мягкое, восстанавливающее дыхание
Барай – сметающее движение
Цуки – проникающий удар рукой
Учи – хлесткий,секущий удар рукой
Керикоми – шаг вперед перед тех. действием
Дачи – стойка
Укэ – блок, пассивная сторона, «проигрывающий» при отработке техники
Тори – активная сторона, «побеждающий» при отработке техники
Ганмен – лицо
Аго – подбородок
Киай – одномоментное объединение духа и физ. силы, сопровождаемое коротким выкриком
"Осс!" – традиционный возглас при приветствии, расставании, при выражении терпения, понимания, согласия
КОМАНДЫ
Сейдза – опуститься на колени
Дзадзен – принять позу для медитации в положении сидя
Мокусо – начать медитацию, закрыть глаза
Мокусо ямэ – закончить медитацию, открыть глаза
Рэй – поклон
Синдан ни рэй – поклон символической святыне школы
Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй – поклон учителю (старшему)
Отагай ни рэй – поклон всем
Йой – приготовиться
Хаджимэ – начать
Ямэ – закончить
Матэ – стой, остановись
Маваттэ – повернуться
Камаеттэ – принять стойку
Хантай – сменить стойку (левую на правую или наоборот)
Наоттэ – вернуться в исходное положение
Ясумэ – отдыхать, расслабиться
Кирицу – встать
Татэ – принять вертикальное положение, встать
Ваката? – вы меня поняли?
СТОЙКИ
Фудо дачи –неподвижная стойка
Йой дачи – стойка готовности
Санчин дачи – стойка «песочные часы»
Дзенкутсу дачи – фронтально-устойчивая стойка
Киба дачи – стойка «всадника»
Кумитэ дачи – боевая стойка
Кумитэ но камае – боевое положение, стойка
Шико дачи – стойка «борца сумо»
НАПРАВЛЕНИЯ
Аге – вверх
Мае – вперед
Йоко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – внутрь, к осевой линии
Учи – изнутри, от осевой линии
Ороши – сверху вниз
Ура – обратное
УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ
Джодан – верхний (голова)
Чудан – средний (корпус выше пояса)
Гедан – нижний (ниже пояса)
СТОРОНЫ
Хидари – левая
Миги – правая
УДАРНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА
Кентос – ударные суставы кулака
Сэйкен – кулак
Уракен – перевернутый кулак
Тетцуи – «кулак-молот»
Сюто – ребро ладони со стороны мизинца
Хайто – ребро ладони со стороны указательного пальца
Сотей – основание ладони
Кокен – тыльная часть запястья
Тохо – раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем
Нукитэ – «рука-копье»
Котэ – предплечье
Хиджи – локоть
Чусоку – основание пальцев ноги
Сокуто – внешнее ребро стопы
Тэйсоку – свод стопы
Хайсоку – подъем стопы
Аши – подошва стопы
Какато – пятка
Сунэ – голень
Хиза – колено
УДАРЫ РУКАМИ
Сэйкен цуки – прямой проникающий удар кулаком
Аго учи – прямой удар рукой в челюсть
Татэ цуки – удар вертикальным кулаком
Аге учи – восходящий удар рукой
Шита цуки – прямой проникающий удар перевернутым кулаком
Гедан цуки – добивающий удар кулаком вниз
Маваси учи – круговой удар рукой
Джодан сотей учи – прямой удар основанием ладони
Джодан маваси сотей учи – круговой удар основанием ладони
Маваси хиджи учи – круговой удар локтем
Аге хиджи учи – восходящий удар локтем
Санкаку хиджу учи – нисходящий под углом удар локтем
Ороши хиджу учи – удар локтем сверху вниз
Йоко хиджи учи – удар локтем в сторону
Тетцуи коми ками учи – удар «молотом» по кругу сбоку в голову
Тетцуи ороши учи – удар «молотом» сверху вниз
Тетцуи йоко учи – удар «молотом» в сторону
Джодан уракен йоко учи – удар перевернутым кулаком в сторону в голову
Уракен маваси учи – круговой удар тыльной стороной кулака
Уракен шомен ганмен учи – удар перевёрнутым кулаком вперёд в голову
Гедан хайто учи – удар внутренним ребром ладони снизу вверх в пах
Тохо учи – прямой удар в горло ладонью с отведенным большим пальцем
Мэ цуки – тычковый удар пальцем в глаз
Нихон цуки – «двойка»
Ороши сюто учи – добивающий удар ребром ладони сверху вниз
Сюто йоко ганмен учи – удар ребром ладони сбоку по шее, по голове
Сюто хизо учи – удар ребром ладони сбоку по рёбрам
УДАРЫ НОГАМИ
Кин гери – удар подъемом стопы в пах
Мае хиза гери – прямой удар коленом
Маваси хиза гери – круговой удар коленом
Хиза ганмен гери – восходящий удар коленом в лицо
Мае гери – прямой удар
Маваси гери – круговой удар
Учи момо гери – удар по внутренней части бедра
Усиро гери – удар пяткой назад
Канзетсу гери – удар в коленный сустав
Йоко гери – удар в сторону
Чудан какато гери – удар пяткой вперед в корпус
Гедан какато гери – добивающий удар пяткой сверху вниз
Гедан гери – удар по наружной части бедра
Ороши учи какато гери – удар пяткой сверху вниз после кругового выноса изнутри
Ороши сото какато гери – удар пяткой сверху вниз после кругового выноса снаружи
Джодан учи гери – диагональный удар подъемом стопы изнутри в голову
Усиро маваси гери – обратный круговой удар с разворотом
Джикуаши гари – подбив опорной ноги
БЛОКИ
Сэйкен джодан укэ – верхний блок предплечьем, кулак сжат
Джодан аге укэ – верхний восходящий блок-подставка
Джодан какэ ороши – сопровождение ноги атакующего сверху вниз
Джодан джуджи укэ – верхний скрестный блок
Сото укэ – блок снаружи внутрь предплечьем
Сэйкен мае гедан барай – нижний сметающий блок предплечьем, кулак сжат
Сэйкен гедан джуджи укэ – нижний скрестный блок двумя предплечьями, кулаки сжаты
Сотей укэ – блок основанием ладони
Ои гедан барай – нижний сметающий блок «передней» рукой
Гяку гедан барай – нижний сметающий блок «задней» рукой
Гедан укэ – нижний блок предплечьем
Осае укэ – блок-накладка предплечьем, основанием ладони
Маваси укэ – круговой блок двумя руками одновременно
Сото сунэ укэ – блок голенью снаружи внутрь
Учи сунэ укэ – блок голенью изнутри наружу
Сунэ/Котэ укэ – комбинированный блок голенью и предплечьем
Котэ укэ – блок предплечьем
Какэ укэ – уводящий блок «крюком»
Хики кузуши – захват одной рукой за плечо с рывком
Хики маваси – захват двумя руками за шею и плечо с рывком, с раскручиванием
БРОСКИ, ПОДСЕЧКИ
Маки коми нагэ – бросок вперёд со скручиванием
Ура нагэ – бросок назад
О сото гари – большой обхват ногой снаружи
Омотэ нагэ – фронтальный бросок
Цурикоми нагэ – передняя подсечка выдвинутой ноги
Таи отоши – передняя подножка
Сото аши барай – наружная подсечка
Учи аши барай – внутренняя подсечка
Оку аши барай – задняя диагональная подсечка
КАТА
Ката в каратэ Ашихара Будокай – это выстроенная по определённой схеме последовательность простых и наиболее эффективных техник, представляющих собой единую и логически завершённую композицию. Каждая ката состоит из восьми комбинаций. Комбинации подобраны таким образом, чтобы в полной мере отвечать уровню технической подготовленности учеников на всех этапах обучения. Ката – это техническая основа школы и поэтому их регулярная практика позволяет получать прочные навыки
не только в умении самозащиты, но и в практике кумитэ.
Особенность ката в каратэ Ашихара Будокай состоит в том, что они, как и вся школа в целом, весьма функциональны и поэтому всегда разучиваются и выполняются с одним или двумя укэ (партнёрами). Контактные техники, используемые партнерами в ката, сводят риск травматизма к минимуму.
В школе существует пять уровней сложности ката – от первого уровня, адаптированного для младших учеников, и до пятого уровня, учитывающего опыт и технические возможности обладателей черных поясов. Ката каждого уровня сложности, в свою очередь, разделены на две серии – Гейко и Кумитэ .
Ката серии Гейко содержат разнообразные техники прикладного характера и выполняются с двумя укэ (партнёрами), а ката серии Кумитэ включают в себя наиболее типичные техники спортивных поединков и выполняются с одним укэ .
Все ката одной серии идентичны и построены по принципу: “От простого к сложному”. Таким образом, ученикам нет необходимости запоминать все ката, так как на каждом этапе обучения разучивается, по сути, одна из двух форм, но каждый раз – на всё более высоком уровне сложности.
Ката могут выполняться в следующих режимах:
• Ката выполняется с одним укэ, инструктор ведёт счёт; на каждый счёт выполняется одна комбинация. Данная форма предназначена для разучивания ката серии Гейко и Кумитэ.
• Ката выполняется с двумя укэ без счёта со стороны инструктора. Данная форма подразумевает высокий темп, согласованность действий партнёров и является основной для ката серии Гейко.
• Ката выполняется с одним укэ, но оба партнёра перемещаются в свободной манере, в режиме спортивного поединка, без счёта со стороны инструктора. Данная форма является основной
для ката серии Кумитэ.
10-й КЮ ( Белый пояс с одной синей полосой )
Слово сэнсея:
«В школе каратэ Ашихара Будокай есть разные пояса - от ученических до мастерских.
Для получения своего первого, белого пояса, Вам необходимо регулярно практиковаться в каратэ в течение четырёх месяцев. Может пройти около десяти, а то и более лет, прежде чем Вы станете обладателем чёрного пояса.
Важно понять, что только в процессе неустанных усилий ученик вправе рассчитывать на получение пояса той или иной степени. Вероятно, Ваши первые шаги в каратэ не были лёгкими и, если Вы нашли в себе силы не остановиться на полпути, то уже одно это достойно похвалы.
Я думаю, что Ваш первый экзамен станет запоминающимся, несмотря на то, что нормативы и техники пока не очень сложны. Запомниться должна, прежде всего, атмосфера единения, солидарности многих людей в решении поставленной задачи.
Все последующие занятия каратэ могут быть тяжелее и даже изнурительнее и поэтому каждый следующий шаг, каждый следующий пояс будет означать очередную победу, победу над своей слабостью и инертностью, победу воли над безволием!
Все мы нуждаемся в победах - они прибавляют уверенности в собственных силах!
Я решил немного помочь своим ученикам первого года обучения - я сопроводил нормативы 10 и 9 кю краткими комментариями.
Эти комментарии призваны лишний раз напомнить нюансы тех или иных техник, но их не следует считать исчерпывающими, так как никакие слова не заменят живой практики каратэ.»
Знание этикета додзё и церемониала. Умение правильно завязывать оби и складывать каратэ-ги.
Стойки:
• Фудо дачи
• Йой дачи
• Дзенкутсу дачи
Удары руками:
• Сэйкен цуки (джодан, чудан)
• Аго учи
Блоки:
• Сэйкен джодан укэ
• Сэйкен мае гедан барай
Удары ногами:
• Кин гери
• Мае хиза гери
• Чудан мае гери
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 20
• подъёмы туловища - 30
• приседания - 50
КОММЕНТАРИИ:
10 кю - основы классической техники каратэ. Технические элементы разучиваются и выполняются без перемещений, в стойках .
1. СТОЙКИ
Фудо дачи - стойка «неподвижности, непоколебимости». Данная стойка проста и естественна - стопы на ширине плеч, носки слегка разведены, спина ровная, голова прямая. Руки согнуты в локтях и удерживаются перед собой, кулаки сжаты. Как правило, в стойке фудо дачи ученики выслушивают те или иные задания инструктора. Необходимо лишь добавить, что данная стойка предполагает сосредоточенность и внимание.
Йой дачи - стойка готовности, или промежуточная позиция между фудо дачи и какой-либо последующей стойкой, например, дзенкутсу дачи. Сигналом к переходу в йой дачи служит команда «Йой!». Данная стойка предшествует, также, техническим действиям в положении «на месте».
В дальнейшем команда «Йой!» может предшествовать любым техническим действиям из боевой стойки. В подобных случаях команда воспринимается как сигнал «Внимание!», за которым должен следовать возглас «Осс!» со стороны учеников.
При переходе из фудо дачи в йой дачи необходимо перевести стопы в параллельное положение, слёгка согнуть ноги в коленях
и незначительно подать корпус вперёд. При переходе в позицию йой дачи руки поднимаются до уровня головы, скрещиваются и резко опускаются вниз до уровня пояса в положение, как и в фудо дачи.
Дзенкутсу дачи - фронтально-устойчивая стойка. Данная стойка отличается низким центром тяжести. Чем в большей степени согнута
в коленном суставе передняя нога и чем далее назад отведена задняя нога, тем ниже будет расположен Ваш центр тяжести и тем устойчивее будет позиция. Важно правильно распределить вес - примерно 60% на передней ноге и 40% - на задней.
Следует обращать внимание на разворот задней стопы под углом 30-45 град. и вертикальное положение голени передней ноги. Весьма важно стабильное положению корпуса как в стойке, так и при выполнении тех. действий.
Все три стойки 10-го кю являются учебными и не предполагают их боевого применения.
2. УДАРЫ РУКАМИ
Сэйкен цуки - прямой «проникающий» удар в любой из уровней. Наибольшие трудности для начинающих могут вызывать работа бёдер
и корпуса, взрывное начало удара и жесткая фиксация бедер, корпуса и рабочей руки в конечной фазе удара. Особое внимание следует уделить резкому реверсивному движению второй руки в позицию хикитэ и, конечно же, её жесткой фиксации. Следует добиваться того, чтобы скорость реверсивного движения была равна скорости самого удара. На всей траектории движения локоть ударной руки должен быть направлен вниз.
Аго учи - прямой хлесткий удар в голову, в челюсть. Этот удар отличается от предыдущего тем, что кулак рабочей руки
не останавливается в конечной точке траектории, а моментально отводится в начальное положение. Именно с данной особенностью аго учи и связаны основные трудности при изучении этого удара, а именно - необходимость сосредотачивать удар в точке и удерживать локоть, направленным вниз. Если перечисленные проблемы удается решить, то удар будет прямым.
Включение в работу бедер и корпуса - это то, о чем не следует забывать.
3. БЛОКИ
Сэйкен джодан укэ - восходящий блок. Выполняя данный блок необходимо помнить, что он направлен не только вверх, но и вперед одновременно. Если Вы понимаете назначение блока, включаете в работу бёдра и корпус и жёстко фиксируете руки в конечных положениях, то, скорее всего, Вы делаете блок правильно. Помните и о том, что взгляд должен быть направлен вперед, а не вверх.
Сэйкен мае гедан барай - нисходящий «сметающий» блок. Помните о том, что этот блок должен быть жестким и мощным, так как предполагаемый соперник атакует Вас ногой. Смотрите вперед.
4. УДАРЫ НОГАМИ
Кин гери - хлёсткий восходящий удар в пах. Удар наносится подъемом стопы, хайсоку. Следите за амплитудой движения голени - она должна быть максимально возможной. Включайте в удар бедро и не забывайте о развороте на носочке опорной ноги. Возвращайте ногу в исходную позицию, а не позволяйте ей «падать» на обратной траектории.
Мае хиза гери - прямой удар коленом в средний уровень. Удар должен быть резким. Разворот таза и импульсивная подача бедра в направлении удара делают мае хиза гери весьма грозным оружием. Следует уделять внимание достаточно активному развороту на носочке опорной ноги.
Чудан мае гери - прямой удар ногой в средний уровень. Если Вам удалось более или менее освоить технику удара коленом, то и мае гери не должен вызвать особых проблем. Основные требования здесь схожи - это и разворот таза с импульсивной подачей бедра в направлении удара, это и активный разворот на стопе опорной ноги. Жёстко фиксируйте стопу ударной ноги в положении чусоку. Как и в ударе кин гери, здесь также важен хлёсткий выброс голени. Необходимо напомнить, что бедро не должно «падать» после фиксации ноги в точке приложения удара.
5. КОНДИЦИЯ
"Отжимания на кулаках" (сэйкен) - сгибание и разгибание рук в положении “планка”. Вариантов отжиманий существует множество и все они хороши по-своему. В нашем случае речь идет о базовом варианте. В каратэ за базовый принят принят следующий вариант отжиманий: удержание туловища в прямом положении ( “планка” ), фиксация локтей у корпуса и кулаков - на суставах указательного и среднего пальцев. Следует отметить, что амплитуда движений должна быть полной. Весьма важно отслеживать фазы “вдох-выдох”.
"Подъём туловища" - подъём туловища из положения «лёжа на спине, ноги согнуты». Выполняя данный тест необходимо помнить, что подъём туловища не должен быть чрезмерным, а именно, угол между корпусом и бедрами в верхней точке подъема должен быть равным примерно 90 град. Руки в этом упражнении согнуты в локтях и удерживаются перед собой. Уделяйте внимание фазам “вдох-выдох”.
"Приседания" - приседания из положения «стоя, ноги на ширине плеч». Удерживайте спину прямой, не сводите и чрезмерно не разводите колени. Следует избегать крайних амплитудных точек. Важно не отрывать пятки от пола в любой фазе приседания. При движении вниз руки выводите вперёд параллельно полу, на подъёме - опускайте вниз. Смотрите прямо перед собой. Следите за дыханием.
9-й КЮ ( Белый пояс с двумя синими полосами )
Стойки:
• Кумитэ дачи
• Санчин дачи
Удары руками:
• Чудан ои цуки
• Чудан гяку цуки
• Ои аго учи
• Гяку аго учи
Блоки:
• Сэйкен сото укэ
• Сотей укэ
• Котэ укэ
• Учи сунэ укэ
Удары ногами:
• Маваси хиза гери
• Чудан маваси гери
• Гедан маваси гери
Кихон:
• Ои аго учи
• Гяку аго учи
• Ои аго учи - гяку аго учи
• Чудан ои цуки - чудан гяку цуки ( нихон цуки )
• Чудан мае гери - гяку аго учи
• Чудан маваси гери - гяку аго учи
• Керикоми чудан мае гери - чудан маваси гери - гяку аго учи
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 20
• подъёмы туловища - 30
• приседания - 50
КОММЕНТАРИИ:
1. СТОЙКИ
Кумитэ дачи - боевая стойка. При освоении данной стойки необходимо помнить, что она должна сочетает в себе устойчивость и мобильность одновременно. Важно удерживать корпус в позиции, позволяющей проводить как мощные атаки, так и эффективные защитные действия. Немаловажно
и то, в какой позиции, относительно корпуса и головы, находятся руки.
Санчин дачи - стойка «песочные часы» отличающаяся своей компактностью и устойчивостью. Этой стойке свойственны особые, «мобилизующие» признаки.
2. УДАРЫ РУКАМИ
Чудан ои цуки - прямой проникающий удар кулаком «передней» руки в средний уровень.
Чудан гяку цуки - прямой проникающий удар кулаком «задней» руки в средний уровень.
Ои аго учи - прямой удар кулаком «передней» руки в голову, в подбородок.
Гяку аго учи - прямой удар кулаком «задней» руки в голову, в подбородок.
Чудан ои цуки - прямой «проникающий удар» в корпус левой рукой из левосторонней стойки. Выполняя этот удар важно не только импульсивно включать в работу левое бедро, скручивать корпус и посылать левое плечо в направлении удара, но и делать короткое и взрывное поступательное движение вперед.
Необходимо, также, плотно сжимать кулак в конечной фазе удара и жестко при этом фиксировать руку. На экзамене ои цуки и последующий гяку цуки выполняются «в воздух», что накладывает на технику свой отпечаток.
Не следует забывать и о том, что скручивая кулак не следует отводить локоть рабочей руки
в сторону.
Чудан гяку цуки - прямой «проникающий» удар в корпус правой рукой из левосторонней стойки. Требования к этому удару аналогичны требовавниям к ои цуки.
Естественно, что Ваш корпус необходимо скручивать в обратном направлении. Так же, как
и в случае с ои цуки, очень важно создать мощный импульс за счет поступательного движения
в направлении удара. Более заметное включение в удар бедра, естественно, бедра правой ноги, выгодно отличает гяку цуки от предыдущего удара. Задействование в движении существенной массы и большая разгонная амплитуда делают удар гораздо сильнее и разрушительнее. Показателем того, что бедро включено в удар является фиксация правой ноги на чусоку.
Не следует забывать о положении локтя при разгоне руки. Локоть должен «смотреть» более вниз, чем в сторону. Именно этот нюанс придает траектории удара прямолинейность, а Вашей атаке скрытность и дополнительную скорость.
Ои аго учи и гяку аго учи отличает от вышеописнных ударов то, что они наносятся в голову
и делаются хлестко и без жесткой фиксации руки в конечной точке траектории. Конечно же, кулак должен быть плотно сжат в последней фазе удара.
Если Вы достаточно хорошо выполняли данный удар при сдаче экзамена на 10-й кю, то особых проблем возникнуть не должно, хотя..., спустя некоторое время Вы обнаружите, что даже самые очевидные, на первый взгляд, техники школы Ашихара Будокай, таят в себе столько скрытых нюансов, что на их освоение может уйти достаточно много времени. Что ж, мастерство в каратэ дается не так-то просто!
3. БЛОКИ
Сэйкен сото укэ — уводяще-сопровождающий блок. Данный блок является защитой от прямых ударов руками или ногами в средний уровень, т.е. в корпус. Слово сэйкен означает, что блок делается, когда кисть сжата в кулак. Рабочая поверхность - предплечье.
Сэйкен сото укэ — один из наиболее трудных тех. элементов в программе 9-го кю. Разучивая этот блок очень важно понимать его биомеханику. Необходимо обращать внимание на жёсткую
и правильную фиксацию рабочей руки в конечной фазе блока. Речь идет о положении локтя относительно живота и об угле между плечом и предплечьем.
На экзамене блок выполняется в стойке cанчин дачи.
Сотей укэ — это упрощенный вариант предыдущего блока. Данный блок относительно универсален
и позволяет защищаться от прямых ударов руками как в корпус, так и в голову. Рабочая поверхность — кисть и предплечье. Если в процессе работы над блоком Вам удается не столько отбивать руки партнера — соперника, сколько уводить их, изменяя траекторию удара, то можно сказать,что Вы усвоили биомеханику сотей укэ.
Учи сунэ укэ — блок голенью изнутри-наружу при защите от удара ногой по нижнему уровню, т.е.
от гедан маваси гери или лоу кика. Выполняя блок важно активно выносить бедро вперед и немного в сторону. Необходимо жестко фиксировать голень при контакте с ногой партнера-соперника.
4. УДАРЫ НОГАМИ
Маваси хиза гери - круговой удар коленом в средний уровень. Разучивая данный удар необходимо, прежде всего, включать в работу таз. Скручивание таза и, как следствие этого, посыл бедра должны быть максимально резкими, импульсивными. Амплитудный разворот на носочке опорной ноги позволит Вам в полной степени реализовать инерцию кругообразно-поступательного движения таза и бедра.
Выполняя маваси хиза гери "в воздух" следует не забывать о работе руками. Руками имитируют захват плеча и шеи соперника.
Чудан маваси гери - круговой удар подъёмом стопы или голенью в средний уровень. Можно сказать, что этот удар является своего рода развитием вышеописанного удара коленом. Вполне очевидно, что включение в удар голени должно быть амплитудным и хлестким. Таз, бедро и опорная нога включаются в работу так же, как и при круговом ударе коленом. Одноимённая с ударной ногой рука должна выполнять реверсивное движение в то время, как предплечье и кулак другой руки прикрывают корпус и голову.
Гедан маваси гери - круговой удар подъёмом стопы или голенью в нижний уровень, а именно,
в бедро соперника ( часто этот удар называют как лоу кик ). Если сказать, что круговой удар
в нижний уровень отличается от такого же удара в средний уровень только лишь высотой нанесения удара, то это будет неправильным утверждением. Каждому из ударов присуща своя биомеханика, но это уже отдельный разговор, вряд ли уместный в рамках данных комментариев.
5. КИХОН
Кихон - это форма выполнения базовых техник того или иного уровня сложности совмещенных,
как правило, c перемещениями. В рамках 9-го кю необходимо сохранять устойчивость при смене позиции как в результате выполненного шага, так и после нанесения удара. Если Вам удается сочетать движение вперед с ударами руками и ногами, то это и есть самое главное, что необходимо продемонстрировать при выполнении кихона.
6. КОНДИЦИЯ
Здесь и далее требования к упражнениям аналогичны требованиям, изложенным в комментариях к 10-му кю.
8-й КЮ ( Синий пояс )
Слово сэнсея:
«Каким бы поясом не обладал тот или иной ученик в школе Ашихара Будокай - это всегда основание полагать, что занятия каратэ не были напрасны. Вам следует с честью носить свой пояс. Очень скоро минует год с того дня, когда Вы впервые перешагнули порог додзё — близится время очередного экзамена.
Вероятно, накануне преодоления следующей ступени Вы уверены в своих силах, Вы окрепли физически и обрели некоторые навыки в каратэ. Новизна впечатлений отходит на второй план,
но Вы вновь утверждаетесь в мысли, что в основе всех достижений лежит труд. Это хорошо знают
и те, кто рядом с Вами — опытные и сильные друзья. Они своим примером вдохновляют Вас
и побуждают не расслабляться, не опускать руки, а работать. Всем нам нужны друзья —
они поддерживают нас в трудную минуту, они помогают делать нашу жизнь содержательной!
Желаю Вам крепкого здоровья и отменной работоспособности!»
Стойки:
• Киба дачи
Удары руками:
• Маваси учи
• Маваси хиджи учи
• Гедан цуки
Блоки:
• Ои гедан барай
• Гяку гедан барай
• Осае укэ
• Какэ укэ
• Сунэ укэ
Удары ногами:
• Джодан маваси гери
• Джодан мае гери
• Учи момо гери
• Гедан гери
• Гедан какато гери
Спец. техника:
• Укэми вадза
• О сото гари
• Хики маваси
Ката:
• Гейко но ката соно ичи
Кумитэ:
• 3 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 30
• подъёмы туловища - 40
• приседания - 60
7-й КЮ ( Синий пояс с желтой полосой )
Удары руками:
• Шита цуки
• Татэ цуки
Блоки:
• Сунэ/Котэ укэ
• Джодан джуджи укэ
Удары ногами:
• Усиро маваси гери
• Хиза ганмен гери
Спец. техника:
• Хики кузуши
• Ура нагэ
Ката:
• Кумитэ но ката соно ичи
Кумитэ:
• 3 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 30
• подъёмы туловища - 40
• приседания - 60
6-й КЮ ( Желтый пояс )
Удары руками:
• Сюто йоко ганмен учи
• Сюто хизо учи
• Ороши сюто учи
Удары ногами:
• Канзетсу гери
• Йоко гери
Спец. техника:
• Маки коми нагэ
Ката:
• Гейко но ката соно ни
Кумитэ:
• 5 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 35
• подъёмы туловища - 60
• приседания - 70
5-й КЮ ( Желтый пояс с зеленой полосой )
Удары руками:
• Ороши хиджи учи
• Санкаку хиджи учи
Удары ногами:
• Усиро гери
Блоки:
• Джодан аге укэ
Спец. техника:
• Джикуаши гари
• Учи аши барай
Ката:
• Кумитэ но ката соно ни
Кумитэ:
• 5 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 35
• подъёмы туловища - 60
• приседания - 70
4-й КЮ ( Зеленый пояс )
Удары руками:
• Cотей учи (джодан, гедан)
• Джодан маваси сотей учи
• Аге хиджи учи
• Аге учи
Спец. техника:
• Омотэ нагэ
• Сото аши барай
Ката:
• Гейко но ката соно сан
Кумитэ:
• 10 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• подъёмы туловища - 70
• приседания - 90
3-й КЮ ( Зеленый пояс с коричневой полосой )
Удары ногами:
• Ороши учи какато гери
• Ороши сото какато гери
Ката:
• Кумитэ но ката соно сан
Иппон кумитэ:
• 2 мин.
Кумитэ:
• 10 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• подъёмы туловища - 70
• приседания - 90
2-й КЮ ( Коричневый пояс )
Удары руками:
• Уракен шомен ганмен учи
• Джодан уракен йоко учи
Блоки:
• Джодан какэ ороши
Спец. техника:
• Усиро джиме
Ката:
• Гейко но ката соно йон
Иппон кумитэ:
• 2 мин.
Кумитэ:
• 15 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• отжимания на пальцах - 10
• подъёмы туловища - 100
• приседания - 100
1-й КЮ ( Коричневый пояс с черной полосой )
Удары ногами:
• Какэ гери
Спец. техника:
• Оку аши барай
• Таи отоши
• Цурикоми нагэ
Ката:
• Кумитэ но ката соно йон
Иппон кумитэ:
• 2 мин.
Кумитэ:
• 15 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• отжимания на пальцах - 10
• подъёмы туловища - 100
• приседания - 100
Черные пояса
Шодан ( Черный пояс с одной золотой полосой )
Спец. техника:
• Канзетсу вадза
Ката:
• Гейко но ката соно го
Иппон кумитэ:
• 3 мин.
Кумитэ:
• 15 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• отжимания на пальцах - 20
• подъёмы туловища - 120
• приседания - 120
Период активных занятий после предыдущей аттестации - не менее 1 года
Нидан ( Черный пояс с двумя золотыми полосами )
Ката:
• Кумитэ но ката соно го
Иппон кумитэ:
• 4 мин.
Кумитэ:
• 18 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 40
• отжимания на пальцах - 20
• подъёмы туловища - 120
• приседания - 120
Период активных занятий после предыдущей аттестации - не менее 2-х лет
Сандан ( Черный пояс с тремя золотыми полосами )
Ката:
• Гейко но ката соно го
или
• Кумитэ но ката соно го
Иппон кумитэ:
• 5 мин.
Кумитэ:
• 20 х 1,5 мин.
Кондиция:
• отжимания на кулаках - 50
• отжимания на пальцах - 20
• подъёмы туловища - 140
• приседания - 150
Период активных занятий после предыдущей аттестации - не менее 3-х лет
Правила соревнований
“САБАКИ”: правила проведения турниров по каратэ Ашихара Будокай
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Чтобы рассматриваться как участник соревнований по правилам “САБАКИ” претендент должен быть не моложе 18 лет и обязан представить заявление, медицинское свидетельство и, если этого требуют организаторы соревнований, медицинское страховое свидетельство.
При проведении юниорских соревнований вводятся дополнительные ограничения, призванные обезопасить бойцов от травм. Подобные ограничения оговариваются в соответствующих Положениях о проведении соревнований .
Все бойцы должны быть одеты в чистые белые ГИ (кимоно) c эмблемами школы и иметь пояс, соответствующий квалификации бойца. При проведении боя один из участников повязывает красный пояс, другой - белый. В качестве защитной экипировки бойцы должны иметь паховую раковину. Наличие капы и щитков на голень рекомендуется, но не является обязательным. Перчатки и накладки на руках не разрешены. Бинты, эластичные ленты и плёнки на руках не разрешены. Ногти на руках и ногах должны быть коротко подстрижены.
Каждая встреча обслуживается рефери, четырьмя боковыми судьями, арбитром, секундометристом и техническим секретарём.
РЕГЛАМЕНТ СОРЕВНОВАНИЙ
Бои во всех кругах, за исключением полуфиналов и финалов, состоят из одного двухминутного раунда. Полуфинальные и финальные бои состоят из двух двухминутных раундов. Перерыв между раундами - одна минута. Сигнал на окончание перерыва даётся через 50 секунд после его начала.
В случае отсутствия у бойцов зачётных очков по окончании боя победителем объявляется тот из них, кто имеет меньшее количество штрафов . Если же оба бойца имеют равное количество штрафов или не имеют их вовсе - судьи объявляют НИЧЬЮ (“ХИКИВАКЕ”). В таком случае и вне зависимости то круга соревнований действует единое правило - назначается дополнительный раунд продолжительностью в одну минуту . По результатам дополнительного раунда судьи выносят обязательное коллегиальное решение - объявляют победителя.
ОГРАНИЧЕНИЯ В ТЕХНИКЕ
Любые удары руками в голову и шею запрещены. Удары в пах и позвоночный столб запрещены. Подсечки и все удары по ногам, за исключением преднамеренного удара по коленному суставу, разрешены.
Боец может удерживать соперника посредством захвата в течение трех секунд только при выполнении активных технических действий. По истечении трёх секунд захват должен быть прекращён. Рефери, с целью однозначной трактовки положения “три секунды”, может открывать счёт с началом захвата: “ИЧИ, НИ, САН”.
Боец не может выводить соперника из равновесия, выхватывая его опорную ногу руками или удерживая ударную ногу соперника одной или двумя руками. При захвате двумя руками обе руки должны находиться по одну сторону от головы соперника. Обхват шеи противника или его туловища двумя руками не разрешается. Если оба бойца захватывают друг друга, создавая безвыходное положение, рефери приостанавливает бой и разводит бойцов.
ШТРАФЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Боец, преднамеренно наносящий удар рукой в голову или по шее, а также наносящий удары рукой или ногой по позвоночному столбу, в пах или выполняющий контактную технику добивания, немедленно дисквалифицируется.
Боец, применяющий вышеописанную технику непреднамеренно, но, нанося значимые телесные повреждения сопернику, дисквалифицируется - снимается с соревнований (“СИКАКУ”).
Заключение о степени нанесённых телесных повреждений делает врач турнира.
Если боец непреднамеренными ударами затрагивает зоны, запрещённые для атак, и при этом не наносит сопернику значимых телесных повреждений, то такому бойцу объявляется ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (“ЧУЙ”).
В случае повторения непреднамеренных запрещённых действий боец получает ШТРАФ (“ЧУЙ ИЧИ”). Последующее применение запрещённой техники, за которую боец уже был оштрафован , рассматривается как техническая неподготовленность бойца и наказывается ДВОЙНЫМ ШТРАФОМ (“ГЕНТЕН”), что по сумме штрафов приводит к его дисквалификации (“СИКАКУ”) на всё время турнира.
Боец, получивший три штрафа, дисквалифицируется!
Примечание: квалификация действий бойцов, описываемых такими понятиями, как "захват", "удар", “непреднамеренный удар” или “преднамеренный удар”, остаётся на усмотрение судей.
В случае, когда боец подвергается дисквалификации, судьи объявляют победителем его соперника. Если победитель - травмированный боец, и он не в состоянии продолжать поединки, тогда его следующий по жребию соперник автоматически продвигается к следующему кругу соревнований.
Примечание: только рефери, боец или врач турнира могут останавливать бой вследствие причинения ущерба бойцу.
Бойцу выносится ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ (“ЧУЙ”) в случаях:
• если боец захватывает соперника и удерживает захват более трёх секунд;
• если боец захватывает соперника двумя руками по обе стороны от головы;
• если боец захватывает ногу соперника;
• если боец наносит непреднамеренный удар рукой в голову или по шее, а также наносит удары рукой или ногой по позвоночному столбу, в пах без явных признаков телесных повреждений;
• если боец наносит непреднамеренный удар ногой в коленный сустав;
• если боец уклоняется от ведения боя;
• если боец производит захваты, не сопровождающиеся активными техническими действиями. Боец, получивший ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ за нарушение правил и допустивший то же нарушение повторно, наказывается ШТРАФОМ (“ЧУЙ ИЧИ”). Последующее, третье нарушение того же правила, приводит к ДВОЙНОМУ ШТРАФУ (“ГЕНТЕН”) и ДИСКВАЛИФИКАЦИИ бойца (“СИКАКУ”).
Боец получает ШТРАФ (“ЧУЙ ИЧИ, НИ”) за контактный удар по лежащему сопернику после проведения подсечки или броска, либо дисквалифицируется (“СИКАКУ”) в случае причинения значимых телесных повреждений сопернику.
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ОЧКОВ
• Боец получает ОДНО ОЧКО за акцентированный удар ногой в голову, явно потрясший его соперника, или за любой иной удар, вынудивший соперника упасть на татами или коснуться его поверхности рукой, коленом или бедром.
• Боец получает ОДНО ОЧКО в результате проведенных подсечки или броска , после которых остаётся в устойчивом положении и не производит последующую бесконтактную технику добивания или производит её, но с явной задержкой во времени, из неустойчивого положения или неакцентированно.
• Боец получает ТРИ ОЧКА (“ВАЗАРИ”) в результате проведенных подсечки или броска, после которых остаётся в устойчивом положении и производит последующую акцентированную и контролируемую технику добивания рукой или ногой.
• Боец получает ТРИ ОЧКА за любое разрешённое техническое действие, вынудившее его соперника показать боль и прекратить бой на время до пяти секунд.
• Боец получает ШЕСТЬ ОЧКОВ (“ИППОН”) за любое разрешённое техническое действие, вынудившее его соперника прекратить бой на время более пяти секунд. Боец считается прекратившим бой, если через пять секунд (на счёт “ГО” со стороны рефери) он оказывается не в состоянии принять боевой стойки или его состояние не позволяет продолжать бой. Боец, получивший ШЕСТЬ ОЧКОВ, объявляется победителем .
Боец может досрочно выиграть бой, получив ШЕСТЬ ОЧКОВ (“ИППОН”) за одно успешно проведённое техническое действие, или в случае, когда сумма набранных им очков по результатам предыдущих технических действий будет равна ШЕСТИ.
ПОБЕДА ПО ОЧКАМ
Победа по очкам определяется по совокупности двух раундов. Например, если боец набрал три очка в первом раунде, то, как только он наберёт оставшиеся три очка во втором раунде, бой останавливается и объявляется победитель. Вне зависимости от количества штрафов победителем объявляется тот боец, который набрал большее количество очков.
ПОБЕДА ПО РЕШЕНИЮ СУДЕЙ
Если по окончании боя ни один из бойцов не имеет преимущества по очкам или, если очков нет ни у одного из них, то победителем объявляется тот, кто имеет меньшее количество ШТРАФОВ.
Если по окончании боя оба бойца имеют равное количество очков и штрафов, либо оба не имеют ни очков, ни штрафов, то победитель объявляется на основе коллегиального решения судей.
Право на улаживание спорных ситуаций и вынесение решений в случаях, не охваченных данными правилами, остаётся за главным судьёй соревнований.
Решение главного судьи окончательно!